Аналитика, Карьера, Психология
100-резюме-и-100-вакансий
Аналитика

Лингвистический анализ вакансий. Обязанности.

Содержание

Продолжим работать с текстовым материалом, который мы собрали. Напомню мною было отобрано 100 резюме и 100 вакансий с работного сайта хэдхантер. Для отбора резюме и вакансий мы использовали критерии: уровень заработной платы от 40 000 руб. до 100 000 руб. профессиональная область — продажи, город Москва. В предыдущей статье мы просто подсчитали количество строк в вакансиях и резюме. Данная и последующие статьи символизируют об основном этапе #анализа, которые мной задуманы изначально, а именно — лингвистический анализ #вакансий и резюме. Целью лингвистического анализа является выявление ключевых слов, и последующее создание шаблона вакансии для всей нашей выборки. Аналогичные процедуры будут проделаны и для #резюме. На заключительных этапах нашего анализа мы сравним два шаблона вакансии и резюме, и попытаемся понять в чём между ними разница с точки зрения лингвистики. И уже в самом конце мы возьмём любую одну вакансию и любое одно резюме, согласно нашим критериям, с работного сайта хэдхантер, проанализируем и сравним с нашими шаблонами.

Анализ текстового материала мною был обработан с помощью языка R (https://www.r-project.org/index.html), использовались пакеты: tm, stringr, SnowballC, lsa, ggplot2, topicmodels, Rmpfr, igraph, wordcloud, cluster. Тематика моего #блога направлена скорее на самый широкий круг читателей, поэтому выкладывать сам #код программы по обработки текста не вижу смысла. Более того код может только усугубить понимание самой текстовой информации в резюме и вакансиях, которую мы пытаемся проанализировать.

Анализ

Приступим к лингвистическому анализу вакансий, в данной статье мы будем работать с текстовым материалом из раздела Обязанности. На инфографике из предыдущей #статьи мы видим, что почти до трети всех вакансий нашей выборки раздел обязанности состоит из 7 строк. Давайте тогда и мы возьмём только первые семь строк и узнаем какие ключевые слова, т.е. наиболее часто встречались в вакансиях нашей выборки. Для того что бы избежать излишнего загромождения отберём только те #слова, которые в тексте встречают пять (5) и более раз.

В первой строке нашей выборки наиболее часто встречаются слова:

  1. клиент — 41 раза
  2. продаж — 37 раз
  3. баз — 20 раз
  4. работ — 18 раз
  5. поиск — 17 раз
  6. клиентск — 11 раз
  7. компан — 10 раз
  8. переговор — 9 раз
  9. активн — 8 раз
  10. веден — 8 раз
  11. нов — 8 раз
  12. телефон — 8 раз
  13. привлечен — 7 раз
  14. развит — 7 раз
  15. организац — 6 раз
  16. услуг — 6

Как вы видите слова обработаны таким образом, что остались только корни слов. Количество имеется ввиду то сколько раз в текстовом материале содержится этот корень. Так слово #клиент в тексте может быть использовано и как клиентский, клиенты, клиентов, и даже клиентоориентированность. Аналогичный разбор произошел со всеми словами. Из этих шестнадцати (16) слов мы можем составить несколько хороших предложений для первой строчки в разделе #обязанности. Например: привлечение новых клиентов, или ведение телефонных переговоров и пожалуй ещё один пример, активное привлечение новых клиентов и продажа услуг компании. Вы можете составить свой собственный вариант, если пожелаете я же остановлюсь на третьем варианте. Итак, первая строчка обязанностей нашего шаблона вакансий следующая — активное привлечение новых клиентов и продажа услуг компании.

Для второй строчки нашего будущего шаблона отобраны следующие слова:

  1. клиент — 35 раз
  2. компан — 16 раз
  3. переговор — 16 раз
  4. продаж — 16 раз
  5. работ — 14 раз
  6. веден — 9 раз
  7. проведен — 8 раз
  8. баз — 7 раз
  9. выполнен — 7 раз
  10. заказ — 7 раз
  11. консультирован — 7 раз
  12. телефон — 7 раз
  13. заключен — 6 раз
  14. звонк — 6 раз
  15. магазин — 6 раз
  16. план — 6 раз
  17. поиск — 6 раз
  18. привлечен — 6 раз
  19. проект — 6 раз

Список немного больше, хотя часть слов повторяется с предыдущим. В соответствии с данными словами можно так же составить несколько предложений для второй строчки обязанностей. Например, ведение клиентов, или консультирование клиентов по телефону и третий вариант, выполнение плана продаж. Давайте этот третий вариант и включим в наш шаблон вакансии.

Для третьей строчки анализ выявил следующие ключевые слова:

  1. клиент — 25 раз
  2. проведен — 10 раз
  3. переговор — 9 раз
  4. подготовк — 9 раз
  5. работ — 9 раз
  6. баз — 8 раз
  7. веден — 8 раз
  8. встреч — 8 раз
  9. клиентск — 8 раз
  10. коммерческ — 8 раз
  11. предложен — 8 раз
  12. продаж — 8 раз
  13. компан — 7 раз
  14. контрол — 7 раз
  15. договор — 6 раз

На этот раз у вас какие варианты? У меня по традиции три варианта:

  1. Подготовка и проведение переговоров с клиентами
  2. Подготовка коммерческих договоров и предложений
  3. Проведение встреч с клиентами

Для нашего шаблона, в раздел обязанности возьмём первый пример.

Четвёртую строчку обязанностей мы составим из слов:

  1. клиент — 22 раза
  2. продаж — 12 раз
  3. веден — 10 раз
  4. работ — 10 раз
  5. контрол — 8 раз
  6. баз — 6 раз
  7. подготовк — 6 раз
  8. топлив — 6 раз
  9. участ — 6 раз
  10. выполнен — 5 раз
  11. дебиторск — 5 раз
  12. задолжен — 5 раз
  13. коммерческ — 5 раз
  14. компан — 5 раз
  15. предложен — 5 раз

Вот мои три варианты, но вы можете составить собственные

  1. Ведение базы клиентов
  2. Контроль дебиторской задолженности
  3. Подготовка коммерческих предложений

Для нашего шаблона раздела обязанности возьмём третий вариант

Пятую строчку помогут нам составить такие слова:

  1. работ — 9 раз
  2. клиент — 8 раз
  3. контрол — 8 раз
  4. выполнен — 6 раз
  5. договор — 6 раз
  6. продаж — 6 раз
  7. веден — 5 раз
  8. заключен — 5 раз
  9. нов — 5 раз

Итак, мои три варианта:

  1. Заключение новых договоров продаж
  2. Ведение новых клиентов
  3. Подготовка новых договоров для клиентов

Для шаблона я выбираю первый вариант

Шестую, предпоследнюю, строчку мы составим из следующих слов:

  1. клиент — 8 раз
  2. компан — 7 раз
  3. заказ — 5 раз

На этот раз будет сложно составить три варианта, да и одного из предложенных не получится составить полноценного предложения. Поэтому я возьму из списка слова, которые менее часто встречались. В итоге мой вариант следующий — #контроль выполнения заказов клиентов компании

Седьмую, заключительную строчку мы составим из одного слова

  1. клиент — 9 раз

Мой вариант — #клиентоориентированность.

Выводы

Итак, давайте посмотрим что у нас получилось в итоге

Обязанности

  1. Активное привлечение новых клиентов и продажа услуг компании
  2. Выполнение плана продаж
  3. Подготовка и проведение переговоров с клиентами
  4. Подготовка коммерческих предложений
  5. Заключение новых договоров продаж
  6. Контроль выполнения заказов клиентов компании
  7. Клиентоориентированность

Вы наверняка заметили, что практически во всех группах ключевых слов для наших строк мы встречали слова: клиент, продаж, компан, работ. Это не случайно и может косвенно свидетельствовать, что анализ текстового материала выполнен нами верно. Раз мы отобрали вакансии из профессиональной области — продажи, то и слова должны соответствовать, отражать профессиональную область. Более того, на мой взгляд, в раздел обязанности можно записать одну строчку из двух слов — продажа клиентам. Эти два слова совершенно четко проявили себя во всех строчках и отражают основную и главную обязанность любого менеджера по продажам — #продажи #клиентам компании. В конце я добавил клиентоориентированность с целью противовеса всему тому, что бы написано в предыдущих шести строчках. На мой взгляд клиентоориентированность и продажи клиентам разные вещи, они взаимно дополняют друг друга, но это ни одно и тоже. Однако у меня складывается такое впечатление, что работодатели в слово клиентоориентированность включают понятие продажи и на оборот. С другой стороны #работодатели в обязанностях четко и однозначно ориентируют потенциальных кандидатов на клиентов и на продажи, но на данный момент клиентоориентированность и процесс продаж в голове работодателей это одно и тоже. Безусловно клиентоориентированность — это субъективное понятие, особенно, что касается его практического воплощения. Оно может быть охарактеризована как пограничная характеристика между профессиональными качествами и личностными особенностям. Однако в нашей текстовой выборке данное понятие обозначено, но оно при это не «расшифровано». Другими словами работодатели просят #соискателей быть клиентоориентированными, но при этом сами не знают что это значит.
Если вы хотите ознакомиться подробно с материалом анализа #текстов из раздела обязанности, то можете скачать здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.