Аналитика, Карьера, Психология
Психология

Счастье и пути его достижения

Понятие счастья

Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:
— Что самое главное в жизни?
Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один из них сказал:
— Самое главное в #жизни — это здоровье.
Другой сказал:
— Самое главное — это иметь хорошо сложённое тело, быть привлекательным и пользоваться #успехом у женщин.
Третий сказал:
— Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе.
После того, как высказались все, они спросили у Сократа:
— А ты что думаешь об этом?
Сократ сказал:
— Я думаю, что самое главное в жизни — это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет #счастлив в жизни?
Слушающие его люди сказали:
— Нет, Сократ, это не обязательно.
— А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым?
— Нет, Сократ! И это не обязательно, — ответили люди.
— Тогда скажите мне, — продолжал #Сократ, — человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым?
— Нет, Сократ, — отвечали люди, — скорее, даже наоборот. Такие люди часто бывают одинокими.
—А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? — продолжал спрашивать Сократ. — Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтёте врача, который счастлив в этой жизни?
Все присутствующие в один #голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным.
— Таким образом, — объявил Сократ, — мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни.

Мы хотим быть счастливыми, #стремление к счастью заложено в нас природой. Но что же такое счастье?

Согласно учениям древнегреческих мудрецов Сократа, Платона, Демосфена и Аристотеля счастье состоит в полной самоотдаче для достижения совершенства на пути к #цели.

Большинство людей не умеют быть счастливыми здесь и сейчас. Люди надеются стать счастливыми, когда завершат обучение в университете, заработают на квартиру и т.д. В результате человек «просыпается» к пенсии, осознав, что возможности счастья безвозвратно ушли.

В данной статье мы рассмотрим, как мы воспринимаем счастье, раскроем определение счастья (достижение целей, самоотдача при достижении целей), рассмотрим #барьеры, возникающие при движении к счастью.

Как мы воспринимаем счастье

По моим наблюдениям, счастливые люди, заняты во множестве дел. Все дела можно отнести к одной из жизненных сфер:

  • Умственная (Я) – счастье, выражающееся в раскрытии творческих #способностей;

К людям, реализовавшим свой творческий потенциал можно отнести Григория Перельмана, доказавшего теорему Ферма и отказавшегося от денежной премии, и многих других ученых, писателей, пианистов.

  • Физическая (ЭТО) – счастье как #результат достижений в материальном мире;

Сюда можно отнести квартиру, дачу, счет в банке, все, что позволяет жить комфортно.

  • Эмоциональная (Я+ТЫ) – счастье от поддержки и общения с другими людьми, выражается в возможности помогать другим людям;

Сюда можно отнести счастье от общения с родителями, детьми, помощи родственникам.

  • Духовная (МЫ) – счастье от укрепления жизнеспособности сообщества.

Подумайте, в чем счастье для людей политики: Владимира Путина, Дональда Трампа, Сергея Собянина.

Работая с делами различных сфер, люди способны испытывать счастье. Занимайтесь делами различных сфер жизни, развивая счастье в одной или двух сферах, мы обедняем свою жизнь.

Далее мы рассмотрим, как наше тело воспринимает счастье. Из школьного курса анатомии мы знаем, что основным органом осознания поступающей в нас информации является головной мозг. Поэтому, мы плавно переходим к теме – восприятие счастья головным мозгом.

Как наш мозг воспринимает счастье

Перед тем, как перейти к описанию восприятия мозгом счастья, мы сделаем отступление и рассмотрим строение мозга.

Строение мозга

Рассматривая строение мозга упрощенно, у людей есть три физические области мозга, обладающих уникальными функциями:

  1. Рептильный мозг (ретикулярная функция);
  2. Эмоциональный мозг (лимбическая система);
  3. Визуальный мозг (кора головного мозга).

Ниже мы опишем подробнее каждую область мозга.

Описание рептильного мозга

Рептильный мозг является самой древней формацией мозга. Главная функция мозга – беречь нас от опасности. Мозг активизируется, когда мы боимся и автоматически реагирует борьбой, бегством или замиранием.

Благодаря рептильному мозгу мы отдергиваем руку от горячей плиты раньше, чем осознаем, что плита горячая.

Рептильный мозг часто путает воображаемую и реальную #угрозу и препятствует изменениям, пока мы не осознаем, что нам не грозит #опасность.

Представьте ветерана войны, услышавшего хлопок шины и моментально реагирующего на него, как на войне. Для ретикулярной функции этот звук становится похожим на выстрел. Поэтому мозг бросается спасать нас, не оценив ситуацию.

Описание эмоционального мозга

Лимбическая система (или эмоциональный мозг) дарит нам жизнь чувств. Данный мозг начал развитие около 50 млн. лет назад. Мозг сосредоточен на сиюминутном моменте «здесь и сейчас».

Вместе с рептильным мозгом эмоциональный мозг реагирует на события, требующие немедленной #реакции. В отличие от рептильного мозга эмоциональный мозг в первую очередь обеспечивает выживание группы, семьи и племени.

Не только у человека, но и у высших животных, таких как кошки, собаки и слоны развит эмоциональный отдел мозга.

Обозначим важные свойства эмоционального мозга:

  • оперирование категоричными понятиями «да-нет», «черное-белое», «хорошо-плохо»;

Обратите внимание, вокруг нас есть люди, мыслящие разделением вещей и не допускающих компромиссов.

  • возвращаться к шаблонным моделям #поведения.

Если вы сели на диету и едите пирожное, то вы возвращаетесь к старой модели поведения.

Обращайте внимание о сотрудничестве рептильного и эмоционального мозга, сложившееся в течение 50 млн. лет. Рептильный и эмоциональный мозг могут брать контроль над телом, если почувствуют возможную опасность:

  • рептильный #мозг – физические угрозы;
  • эмоциональный мозг – угрозы в области чувств: потеря любви, страх неизведанного, опасность, угрожающая группе.

Описание визуального мозга

Визуальный мозг (кора головного мозга) оперирует диссоциациями. Диссоциации – отделение мыслей от чувств. В процессе #диссоциации вы наблюдаете за собой со стороны, как будто вы смотрите кино и события происходят с кем-то еще.

В процессе наблюдения за собой мы можем увидеть больше, наблюдая за собою со стороны и быть режиссером кино. Визуальный мозг позволяет образно показывать произошедшие события.

Ситуация – ваш коллега получил повышение на работе. Посмотрите на ситуацию со стороны, как в кино – коллега сотрудника фирмы получил повышение. Какие типажи у актеров, какие у актеров сильные и слабые стороны, как себя актеры проявляют? Что может сделать сотрудник, какие действия могут привести к выгоде для сотрудника, для отдела, в котором работает #сотрудник? Какой вклад сотрудника и #коллеги сотрудника в компанию?

Также визуальный мозг позволяет планировать события решения задач сразу для целой группы.

Вам необходимо спланировать небольшой проект? Как вы определите результат проекта? Какие участники проекта, как они взаимодействуют между собой? Можно ли улучшить взаимодействие сотрудников? Чем мотивированы сотрудники? Какие работы необходимо осуществить? Что может пойти не так и как это действия упредить?

Далее мы рассмотрим, как различные области мозга воспринимают счастье.

Восприятие счастья

За восприятие счастья в различных сферах жизни «ответственны» следующие области мозга:

  • умственная – кора головного мозга, умение объективно анализировать прошедшие события, визуализировать устремления, определять цели и строить планы для достижения целей;
  • физическая – рептильный мозг, мы ощущаем тактильные ощущения, хорошее самочувствие и другие результаты наших достижений;
  • эмоциональная – с помощью эмоционального мозга мы отмечаем значимые чувства по отношению к окружающим нас людям;
  • духовная – благодаря всем областям нашего мозга мы можем ощутить принадлежность к чему-то большему.

Далее мы рассмотрим, какие есть способы достижения счастья, какие возникают барьеры при достижении счастья.

Разбираем понятие счастья – достижение целей

В данном разделе мы рассмотрим пути достижения целей, ведь согласно определению выше «счастье состоит в полной #самоотдаче для достижения совершенства на пути к цели».

Если мы посмотрим на дела, составляющие наш день, то дела дня можно разделить на макропроекты, построить дом, посадить дерево, выдать дочку замуж и микропроекты, такие как, приготовить обед, почитать сказку, написать отчет. Участвуя в проектах, мы развиваемся, обучаясь и проходя различные стадии проектов, больше узнаем и больше делаем.

Подумайте о своей жизни, что вы сделали, что изначально планировали? Опишите шаги, которые вы предпринимали, чтобы добиться целей. Попытайтесь найти общие шаги, при осуществлении ваших целей.

Реализация проекта состоит из следующих шагов:

  • составление плана;

Подумайте, что вы хотите сделать в этом году, и определите наилучший результат данного проекта.
Спросите себя: в чем заключается результат, который я получу? Какое подтверждение я увижу в конце года? Что я услышу и что почувствую?

  • осуществить работы по проекту;

Помните, что планы, без реализации планов есть перевод бумаги.

  • оценить результаты проекта.

Важно оценить, что было сделано по проекту, что сделать не удалось, какой опыт был приобретен.

Далее мы рассмотрим более подробно описанные выше этапы.

Составление плана проекта

Мы рассмотрели шаги выполнения проектов, т.е. #ценность проекта. Планирование проекта осуществляется в начале проекта и состоит из следующих шагов:

  • вдохновение – вы определяете, то, что хотите;

Ответьте на вопросы: «Чего я действительно хочу? Что я смогу увидеть, услышать и почувствовать, когда достигну этого? Почему это важно для меня?».

  • определение плана – вы определяете, как достичь запланированного на шаге вдохновения;

Ответьте на вопросы: «Как я могу этого достичь? Как я могу воплотить это в жизнь? Какие ресурсы мне понадобятся? Какие препятствия меня могут ожидать? Нужен ли мне резервный план?».

Осуществление работ по проекту

Во время осуществления работ по проекту, могут возникать сложности и появляться новые обстоятельства проекта.

Пробуя разные варианты, дизайнер, находит новые идеи. Программист, анализируя алгоритмы программ, находит новые алгоритмы и отказывается от старых методов.

Видоизменяйте и совершенствуйте проект с учетом новых обстоятельств. Вы набираете #опыт, ваш опыт позволяет вам развить свои навыки в #профессии и продвинуться дальше.

Иногда вы узнаете, что проект потребовал значительно больше времени, ресурсов, усилий, чем предполагалось поначалу. Заново оцените ваш проект, с учетом новых обстоятельств.

Спросите себя: «Действительно проект стоящий, с учетом новых обстоятельств? Что является новым в проекте? Собираюсь я двигаться дальше? Как я буду поступать дальше».

Примите решение об изменении или прекращении проекта. Иногда важно вовремя прекратить проект, честно признав нецелесообразность его продолжения.

Оценка результатов проекта.

На данном этапе вы заканчиваете ваш проект и объявляете о его готовности.

Дизайнер, изготовив рекламный материал, получает обратную связь от Заказчиков и #потребителей, что позволяет ему совершенствовать #дизайн следующих изделий. Программист, получая обратную связь от тестировщиков, Заказчиков, потребителей продукции совершенствует свои навыки написания программ.

На данном этапе задайте себе вопросы по приобретению и использованию опыта, возникшего при реализации проекта.

Задайте себе вопросы: «Могу я сказать, что проект завершен? Что я узнал нового? Достиг ли я наилучшего результата? Как я могу, используя новые знания достигать лучших результатов?».

Разбираем понятие счастья – самоотдача

Что вам мешает работать с самоотдачей, т.е. полностью раскрыть потенциал своей личности? Вы можете загореться потрясающей идеей, но при реализации могут возникнуть #проблемы и вы бросите проект на полдороге. Или будете работать над проектом, не задумываясь о собственном #здоровье и самочувствии, в результате можете потерять семью.

Для начала определите путь для достижения самоотдачи:

  • определите ценность проекта и решите, что её достижение стоит затраченных усилий;

Задайте себе вопросы: «Какие усилия необходимы для проекта? Какие выгоды (навыки / предметы) я получу при реализации проекта? Стоит получение выгод затраченных усилий?».

  • развивайте умения, необходимые при выполнении работ проекта;

Составьте список навыков, необходимых при осуществлении #работ. Например, если вы повар, вам нужны навыки: умение разбираться в качестве продуктов, осуществлять разделку продуктов и приготовление блюд, знать правила Санэпиднадзора и т.д.
Подумайте, как навыки можно улучшить, какие люди, книги могут помочь вам в улучшении навыков?
Вспомните фильм «Последний самурай» с Т. Крузом. Каждый день в Японии люди, начиная с рассвета, оттачивают свои навыки.

  • четко представляйте эффективные результаты далекого будущего;

Помните об ответах на вопросы: «Что я смогу увидеть, услышать и почувствовать, когда достигну этого? Почему это важно для меня?».

  • наслаждайтесь моментом.

Помните о балансе между проектом и личной жизнью, заботьтесь о своем здоровье, о своей семье.

Для достижения самоотдачи, существуют следующие шаги:

  • формулирование – на данном шаге есть проект, т.е. то, что вы собираетесь создать;

На данном уровне вы определили свой проект. Повторите одну из следующих фраз: «Я являюсь…», «Я буду…», «Я сделаю…».

  • концентрация – после воплощения идей в жизнь, сосредоточьтесь на достижении цели;

Вы можете #осознать, насколько будет нелегко сделать ваше видение реальностью. Улучшайте свои слабые стороны и повышайте компетентность. На данном этапе многие люди отказываются от проектов, т.к. эмоциональный мозг может затуманить разум страхом. Помните об эффективных результатах будущего и идите вперед.

  • движение – последовательное выполнение шагов;

На данном шаге люди очень часто обнаруживают, что решение задач оказывается легче, чем было в начале. На этом шаге вы создаете новые #модели поведения и показываете окружающим, что вы решительны.

  • мастерство – интеграция предыдущих навыков.

Ваши действия на этапе движения образуют новую привычку. Вы демонстрируете устойчивость выполнения новых навыков, соответствуя известной пословице: «Стабильность – признак мастерства».

В следующем разделе мы рассмотрим барьеры, препятствующие достижению счастья, научимся обходить данные барьеры.

Барьеры на пути к счастью

К сожалению, путь к счастью не похож на «дорогу из желтого кирпича», при реализации целей появляются барьеры мешающие достижению счастья:

Описание барьера Как преодолевать барьер
Отсутствие навыков расстановки приоритетов
Навык расстановки приоритетом позволяет выделить области, требующие первостепенного #развития. Развивайте свой #навык расстановки приоритетов. например, вы можете использовать знаменитую «матрицу эйзенхауэра».
Негативные заключения на основе прошлого опыта, привычек
Барьеры укоренившихся привычек ослабевают способности к достижению цели, могут сбить с толку и ввести в замешательство. Подумайте о том, что вам действительно важно, посмотрите на себя со стороны (отделите себя от эмоций), осознайте результаты вашего будущего.
Необходимость одобрения со стороны общества
Ожидая одобрения со стороны общества, вы рискуете превратиться в славного парня, удобного для общества. Подумайте, будете ли вы счастливы в роли удобного человека для окружающих вас людей, избегая своих интересов.
Страх мечтать
Люди боятся мечтать из опасения, что у них ничего не получится. Они боятся новых разочарований, предыдущие неудачи сформировали у них #привычку откладывать дела «на потом» На ошибках мы учимся, порою нам необходимо совершить ошибку, чтобы научиться чему-то новому. Дети совершают ошибки в начале жизни, они учатся на ошибках и достигают результатов.
Страх провала
У людей появляется внутренний голос, убеждающий о неизбежности провала, если они продолжат заниматься текущей деятельностью. Человек видит свои способности, планы и #ресурсы в негативном свете, особенно при сравнении с другими людьми Исследуйте свои внутренние ценности и способности, создайте яркие позитивные области. Подумайте, что в результате работы вы становитесь иным человеком, а не преодолеваете трудности. Создавайте ведение дальнейших шагов.
Страх конфликта
Есть соблазн, разрешить #конфликты, принося движение вперед. При таком способе разрешения конфликтов человек избегает #стресса, возвращаясь в своё уютное гнездышко. При любых ваших решениях, всегда найдутся люди любящие вас, ненавидящие вас и безразличные к вам. Осознайте, насколько важны для вас цели, результат их достижения и примите решение.

Заключение

Мы рассмотрели понятие счастья с точки зрения древнегреческих философов, разобрали, каким бывает счастье. Ознакомились с путями достижения счастья и узнали про барьеры, мешающие достижению к его достижения.

Наше будущее не равно прошлому. Будущего не существует, оно будет таким, каким вы его создадите сами. Возьмите на себя #ответственность самому стать строителем своей жизни, определите и осуществляйте шаги по изменению жизни.

 

Автор статьи, Евгений Пономарёв. siatl2@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.