Аналитика, Карьера, Психология

Коллектив

От лат. collectifious — собирательный. Группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития (см. уровень группового развития). В последние годы слово коллектив часто заменяется словом «команда». В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством (см. сплоченность групповая), самоопределением личности (в противовес #конформности — нонконформности, проявляющихся в группах низкого уровня развития), коллективистской идентификацией, социально ценным характером #мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной #деятельности (см. деятельностного опосредствования межличностных отношений #концепция). В коллективе проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в других группах. Так, с увеличением коллектива не уменьшается вклад, вносимый его членами в общее дело, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации (см. #идентификация внутригрупповая), не ослабевает мотивация совместной деятельности, отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми #интересами, имеется положительная связь между эффективностью совместной деятельности и благоприятным социально-психологическим климатом, создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев (Б. Латейн), а в коллективе указанный эффект отсутствует и т. д.

Групповые #процессы в коллективе иерархизированы и образуют многоуровневую (стратометрическую) структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная личностно и социально значимыми целями. Первый уровень (страта) структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Второй уровень — межличностные отношения, опосредствованные совместной деятельностью. Третий уровень — межличностные отношения, опосредствованные ценностными #ориентациями, не связанными с совместной деятельностью. Закономерности, действующие на третьем уровне структуры коллектива, не проявляют себя на втором, и наоборот, и поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, экспериментально полученным в пределах третьего уровня, не могут быть перенесены на характеристику второго уровня и коллектив в целом. Это ориентирует психолога, осуществляющего диагностику развитости коллектива, на обращение к параметрам, выявляющим его сущностные, а не случайные (поверхностные) признаки (см. группообразование).

Источник: Краткий психологический словарь.

« Back to Glossary Index

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.