Аналитика, Карьера, Психология

Конфликт

Англ. conflict; от лат. conflictus — столкновение. Широкий #термин, активно эксплуатирующийся в #психологии, социологии, др. науках, а также философии, конфликтологии и обыденном #сознании. В психологии под конфликтом (далее — К.) чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. opponentis — возражающий) и даже столкновения самих оппонентов.

Признаки конфликта

Сложности точной дефиниции К. связаны не только с различиями дисциплинарных подходов, но и с чрезвычайно широким разнообразием самих К. Были предприняты попытки выделить ряд обязательных признаков К.:

  1. Биполярность противостоящих тенденций как носитель противоречия;
  2. Активность, направленная на преодоление противоречия;
  3. Субъектность (наличие носителей, выразителей К.).

Единая и стройная классификации К., очевидно, будет делом не очень близкого будущего.

Типы конфликта

Имеются многочисленные #типологии, которые отражают разнообразие форм К. (и вполне могут комбинироваться). Самая общая дихотомия вычленяет 2 неравновеликие группы К.:

  • интрасубъектные, или интрапсихические (конфликты с самим собой);
  • интерсубъектные (в которых #конфликт всегда происходит между субъектами — как представителями групп или как отдельными индивидами).

Трудно обнаружить область психологии, не соприкасающуюся с проблемами К.: интрапсихическими К. в большей степени занимаются общая, возрастная, клиническая психология, психоанализ; интерсубъектными — социальная, возрастная, организационная, психология труда, экстремальная, спортивная и т. д. В соответствии с др. типологией — по дифференцированному критерию субъекта взаимодействия — выделяют К. внутриличностные, межличностные и К. межгрупповые; помимо этого следует выделить К. типа «личностьгруппа». По временному критерию К. подразделяются на кратковременные и затяжные, однако авторы избегают каких бы то ни было указаний на четкие временные параметры данного критерия. По характеру протекания К. бывают острыми и вялотекущими; по форме проявления — явными и #латентными. Ввиду особой распространенности и значимости особо выделяют целый ряд К. по признакам «субъекта и сферы»: семейные, производственные, школьные, этнические, религиозные, генерационные, а также в вооруженных силах — напр., К., вызванные т. н. неуставными отношениями.

С учетом следствий (для личности, группы и/или ее членов) иногда выделяют деструктивный, конструктивный и стабилизирующий типы К. Деструктивные К. расшатывают и разрушают установившиеся структуры и функции, индивидуальные и групповые нормы, девальвируют ценности, углубляют противоречия проблемной ситуации. Конструктивные К., в которых происходит перестройка, обновление структуры, овладение новыми функциями, установление новых связей, способствуют жизнедеятельности #личности или функционированию организации. Стабилизирующие К. также приводят к позитивным результатам, однако не за счет инноваций, а путем устранения отклонений и закрепления уже существующего. Последняя типология вызывает слишком много сомнений; возможно, корректнее говорить, что К. может выполнять конструктивную, стабилизирующую и деструктивную функции. Нормативно-оценочный подход к К. претерпел существенные изменения: от фокусирования исключительно на негативных сторонах и стремления во чтобы то ни было избегнуть К. (зафиксированного в обыденном сознании «худого мира, который лучше доброй ссоры») до слогана «К. — это не обязательно плохо». Все большее понимание находят идеи о:

  1. неизбежности (а потому естественности как интра-, так и интерсубъектных К.)
  2. функциональной значимости К.

Позитивное и негативное влияние конфликта

Позитивное влияние К. на #личность может проявиться в: интенсификации самопознания и социального познания;

  • ослаблении личностной напряженности;
  • развитии мотивационно-потребностной сферы;
  • создании предпосылок для личностного роста и т. д.;
  • на группу — в поляризации и развитии мнений;
  • повышении сплоченности;
  • повышении эффективности группового взаимодействия;
  • ослаблении внутригрупповой напряженности и пр.

Негативное влияние К. на личность может проявиться в:

  • повышении личностной напряженности;
  • снижении самооценки,
  • снижении эффективности #деятельности (вплоть до деструкции),
  • возникновении острых эмоциональных переживаний,
  • ухудшении психической и социальной адаптации и пр.;
  • на группу — в отрицат. групповой динамике,
  • повышении внутригрупповой напряженности,
  • ухудшении общения,
  • снижении эффективности совместной деятельности.

Кроме того, К. могут оказывать положительное и отрицат. влияние на межгрупповое взаимодействие. Тем не менее «хороший К.» — это вовремя и правильно разрешенный К. (И. А. Мещерякова.)

Источник: Большой психологический словарь.

« Back to Glossary Index

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.