Аналитика, Карьера, Психология

Мышление

Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Различают следующие виды мышления (далее — М.):

  • словесно-логическое
  • наглядно-образное
  • наглядно-действенное

Выделяют также М.

  • теоретическое и практическое
  • теоретическое и эмпирическое
  • логическое (аналитическое) и интуитивное
  • реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания)
  • продуктивное и репродуктивное
  • непроизвольное и произвольное

М. часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются #условия и #требования. #Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т. е. соотнесена с потребностно-мотивационной сферой (см. потребность, мотивация) личности. Мыслительная #деятельность побуждается #мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. М. человека характеризуется единством осознанного и неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи.

Продуктом мышления могут быть цели последующих #действий. Исследования целеобразования составляют важный раздел психологии М. и #личности. В контексте проблематики совместной деятельности и общения М. изучается в структуре межличностных отношений. М. выступает как интерпретация реакций и движений (см. движения произвольные, движения непроизвольные) другого человека, как трактовка результатов предметных действий человека и деятельности в целом, как понимание речевой продукции (устной и письменной) другого человека.

М. является составной частью и особым объектом #самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта М., дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание еще не решенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме. В настоящее время считается доказанным, что словесно-логическое М. является наиболее поздним продуктом исторического развития. Онтогенетическое (см. #онтогенез) развитие М. ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного #опыта. Особую #роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме #обучения и #воспитания. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое М. — последовательные стадии онтогенетического развития М.
Источник: Большая психологическая энциклопедия.

« Back to Glossary Index

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.