Аналитика, Карьера, Психология

Общение

Сложный многоплановый #процесс установления и развития #контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: #коммуникацию (обмен информацией), #интеракцию (обмен действиями) и социальную #перцепцию (восприятие и #понимание партнера).

При анализе межгруппового общения раскрывается его социальный смысл как средства передачи форм культуры и социального опыта не только между одновременно существующими #группами, но и в ходе исторического процесса.

В социальной психологии большое внимание уделяется межличностному общению, где обозначенные три его стороны выступают как раскрытие субъективного мира одного человека по отношению к другому. Так, коммуникативная сторона общения предполагает обмен #информацией между двумя индивидами. Специфика этого процесса в том, что, в отличие от информационного процесса в кибернетике, здесь решающее значение имеет #ориентация партнеров друг на друга, т. е. на #установки, ценности, мотивы, каждого из них как активного субъекта. Поэтому имеет место не простое «движение» информации, но ее уточнение и обогащение. Суть коммуникационного процесса не простое взаимное информирование, но совместное постижение предмета, поэтому в нем даны в единстве деятельность, общение и познание.

Специфичными являются и возникающие коммуникативные барьеры, порождаемые какими-либо социальными факторами (политические, социальные или религиозные различия между партнерами), либо индивидуальными психологическими особенностями общающихся (их «закрытоеть» или «открытость» к общению).

Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, #воздействовать на поведение другого, необходимым условием чего выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое #понимание ситуации общения.

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии #взаимодействия и раскрывается в способах обмена действиями, что означает необходимость согласования #планов действия партнеров и анализ «вкладов» каждого участника. В трансактном анализе обозначены условия #эффективности интеракции: согласование позиции, занимаемых партнерами, ситуаций и стиля взаимодействия, адекватного для каждой ситуации. Большое значение имеет сам тип взаимодействия между людьми: кооперация или конкуренция и особый случай взаимодействия — конфликт. В отечественной социальной психологии интерактная сторона общения рассматривается в контексте различных форм организации совместной деятельности, что позволяет учитывать содержательный характер общения.

Перцептивная сторона общения. включает в себя процесс формирования образа другого человека, его восприятие, познание и понимание, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических особенностей и особенностей его поведения. Основными механизмами познания другого человека являются #идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди). Рассмотренные в единстве три стороны общения создают важное условие оптимизации совместной деятельности людей и их отношений. Поэтому существенной задачей социальной психологии является разработка средств корректировки общения, совершенствования навыков к нему, особенно необходимых тем категориям людей, которые профессионально связаны с общением (руководители, педагоги, врачи и пр.).

Источник: Краткий психологический словарь.

« Back to Glossary Index

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.