Аналитика, Карьера, Психология

Потребности

Форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения, деятельности). Потребности как внутренние сущностные силы организма побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода.

В своих первичных биологических формах потребности выступают как нужда, испытываемая организмом в чем-то, находящемся вне его и необходимом для его жизнедеятельности. Биологическим потребностям присущ гомеостатический характер: побуждаемая ими #деятельность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов, возобновляется при отклонении от этого уровня и прекращается при его достижении (см. Гомеостаз, Ощущения органические). Потребности животных сводятся к сохранению индивида и продолжению рода, обмену веществ с окружающей средой, развитию и совершенствованию жизненно важных ориентировочных и исполнительных реакций. Большинство потребностей животных имеет форму #инстинктов, в которых от рождения «записаны» не только свойства релевантных потребностям предметов (см. мотив), но и основная последовательность поведенческих актов, необходимых для овладения ими.

Потребности человека и животных неодинаковы. Даже потребности физического существования #человека, обусловленные особенностями его организма, отличны от аналогичных потребностей животных, поскольку у человека они не определяют формы его жизнедеятельности, а, напротив, способны трансформироваться в зависимости от высших, специфически человеческих форм жизнедеятельности, в подчинение которым они вступают.

Специфика потребностей человека обусловлена тем, что он противостоит миру не как изолированный #индивид, а как элемент различных социальных систем, в т.ч. человечества в целом как родовой общности. Высшие потребности человека отражают поэтому, в первую очередь, его связи с социальными общностями разных уровней, а также условия существования и развития самих социальных систем. Это относится как к потребностям социальных #групп и общества в целом, так и к потребностям каждой отдельной личности, в которых выражается ее социальная сущность.

Тем не менее вопрос о природе человеческих потребностей остается дискуссионным. Некоторые исследователи считают их врожденными (см., напр., А. Маслоу, З. Фрейд). Другие полагают, что социальность всех без исключения человеческих потребностей проявляется в их содержании, происхождении и в способах реализации (#удовлетворения). С этой точки зрения потребности человека не являются врожденными, они формируются в процессе освоения им социальной действительности, становления его #личности. #Развитие человеческих потребностей происходит через расширение и изменение круга их предметов. Общественное производство материальных благ и духовных #ценностей обусловливает развитие общественных потребностей, которые присваиваются индивидами в процессе их социализации, вхождения в мир общественных отношений, овладения материальной и духовной культурой человечества.

Главным основанием для выделения видов потребностей является #характер деятельности, к осуществлению которой потребности побуждают субъекта. По этому основанию выделяют оборонительные, пищевые, половые, познавательные, коммуникативные, игровые, творческие и др. потребности. Среди них различают субстанциональные потребности, жизненная значимость которых определяется необходимостью той или иной формы взаимодействия с предметом потребности (напр., пищевая, познавательная), и функциональные потребности, побуждающие к деятельности, главным моментом которой является сам процесс (рекреационная, игровая потребность). Существует несколько десятков других оснований классификации человеческих потребностей. Наиболее существенные и распространенные из этих классификаций:

  • По происхождению (биогенные, психогенные и социогенные потребности), по субъекту (индивидуальные, групповые, общественные, общечеловеческие)
  • По объекту (материальные и духовные)
  • По функции (потребности физического и социального существования; потребности сохранения и потребности развития) .

Однако многие потребности трудно однозначно классифицировать по этим основаниям; так, есть потребности, сочетающие в себе черты материальных и духовных или эстетических и познавательных потребностей (см. Проблемное обучение).

Потребности человека формируются в #онтогенезе на основе врожденных предпосылок, создающих возможности тех или иных взаимодействий с миром, и необходимости в тех или иных формах #активности, определяемой биологической и социальной программой #жизнедеятельности. Обязательным условием формирования потребностей в той или иной деятельности является #опыт этой деятельности, которая на ранних этапах развития осуществляется совместно со взрослым и/или может выступать как средство реализации других потребностей. Так, например, потребность в алкоголе развивается в процессе его потребления, первоначально выступая средством реализации потребности в общении, самоутверждении, принадлежности к группе или являясь следствием примера и прямого #убеждения старших.

Потребности проявляются в поведении человека, влияя на выбор мотивов, которые определяют направленность поведения в каждой конкретной ситуации. Потребности человека представляют собой динамическую иерархию, ведущее положение в которой занимает то одна, то другая потребность, в зависимости от реализации одних и актуализации других потребностей. При этом выбор мотива определяется не только доминирующей в данной #ситуации потребности, но и других, сравнительно менее насущными. Субъективно потребности переживаются в форме #эмоционально окрашенных #желаний, #влечений, #стремлений, а успешность их реализации — в форме оценочных эмоций; сами потребности при этом могут не осознаваться. Актуальные потребности организуют также течение #познавательных процессов, повышая готовность субъекта к восприятию релевантной им информации. (Д. А. Леонтьев.)

Источник: Большой психологический словарь.

« Back to Glossary Index

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.