Аналитика, Карьера, Психология

Психологические техники

Психотехника, отрасль #психологии, изучающая роль «психологического фактора» в различных областях человеческой деятельности с целью ее рационализации. Термин «психотехника» впервые применен был В. Штерном (W. Stern) в 1903 г. для обозначения психологии, разрабатывающей вопросы #воздействия на человека и изыскивающей принципы и средства этого воздействия. Термин психотехника (далее — П.) очень скоро утвердился и получил широкое распространение, но не в том суженном значении, какое придавал ему Штерн.

Признаки психотехники

Как особое направление психологии П. характеризуется в основном двумя признаками:

  1. П. разрабатывает лишь такие психологические проблемы, которые возникают как результат непосредственного преломления в психологии определенных практических запросов;
  2. П. разрабатывает специфические методы исследования, направленные в основном на выявление практически-значимых психологических признаков (аналитическое русло П.), на распознавание этих признаков у разных людей (экспериментально-диагностическое русло П.), на нахождение надежных критериев практической #эффективности разрабатываемых П. мероприятий (контрольное русло П.).

Применяя в основном средства психологического анализа, эксперимента и контроля, П. захватывает предмет шире, нежели традиционная психология, кооперируя постоянно с представителями иных специальностей (врачами, физиологами, инженерами, экономистами, педагогами и др.), т. к. ей необходимо удовлетворить в конечном счете потребности производства, школы, клиники, армии и т. д.

В психотехнике с исключительной остротой встают вопросы о критериях эффективности ее исследований. Отсюда ряд надстраивающихся над основной ее проблематикой специальных вопросов, как методы оценки квалификации, учета производительности, измерения успешности, установление математических показателей достоверности и надежности психотехнич. испытаний и др.

История психотехники

Возникновение первых попыток к психологическому изучению трудовой #деятельности человека в капиталистических странах тесным образом связано с общими тенденциями капиталистической рационализации, являющейся характерным продуктом последнего этапа капиталистической системы хозяйства с крайним обострением в нем противоречий между ростом производительных сил и классовой структурой общества. П., получившая наибольшее развитие первоначально в передовых капиталистических странах, призвана была углубить капиталистическую рационализацию в направлении учета и использования человеческих ресурсов (рабочей силы), вовлекаемых в производственный #процесс.

Капиталистическое производство использует в своих целях психологию труда как науку, способную вскрыть психологические предпосылки индивидуальных различий в проф. пригодности, сократить расходы на подготовку необходимых для производства квалифицированных #рабочих, уменьшить потери, возникающие вследствие неналаженности режима и условий #труда, нерациональности трудового процесса.

Наивно-психологические воззрения первых исследователей, изучавших роль «человеческого фактора» в трудовой деятельности, нашли свое выражение в совершенно некритическом перенесении измерительных принципов точных наук на область #исследования психологических свойств #человека. Отсюда берет свое начало механистическое направление в том разделе П., к-рый посвящен «измерению» человеческих способностей. Даннное направление и сейчас сильно в диагностической П. Первой более или менее серьезной попыткой включить изучение #индивидуальных различий в систему научного знания являются работы Биые (Франция), Штерна (Германия), Кеттеля (США), начатые еще в конце 19 в. В этих работах однако все внимание сосредоточено на изучении различий в интелектуальных способностях учащихся детей и подростков.

Установление непосредственной значимости психологических различий между людьми в отношении их трудовой деятельности является заслугой позднейших работ Мюнстерберга (Munsterberg). С 1908 г. начинают появляться психотехнические учреждения, занимающиеся профподбором. При этом уже на первых порах намечаются два типа учреждений:

  1. психотехнические #лаборатории на предприятиях, занимающиеся в основном #оценкой проф. пригодности #кандидатов на ту или иную #профессию;
  2. профконсультационные бюро, обслуживающие преимущественно подростков, кончающих школу и распределяемых по различным профессиональным отраслям.

Эти два типа учреждений возникают и развиваются параллельно, отражая своим существованием первоначальную диференциацию задач #профподбора. В терминах, получивших уже права гражданства, эта диференциация выражается словами «профессиональный отбор» (выбор подходящих людей на определенную профессию) и «профессиональная консультация» (выбор подходящих профессий для отдельного человека).

Дальнейший толчок развитию П. дала империалистская война. С одной стороны, война сразу же повышает спрос на военные професии. Отборочные психотехнические лаборатории, осуществляющие отбор наиболее полноценных кандидатов на такие военные #специальности, как летчики, радиотелефонисты, шоферы и др. С другой стороны, промышленность военного времени, лишившись основных квалифицированных кадров и очутившись перед необходимостью использовать труд женщин, подростков, а также инвалидов войны, мобилизует все средства для уменьшения потерь, возникающих на почве недостатка квалифицированной рабочей силы.

Появление советской психотехники

Советская П. начала свое развитие с 1921 г., когда впервые в Центральном ин-те труда создана была психотехническая лаборатория (за несколько лет до создания этой лаборатории в Рефлексологическом ин-те В. М. Бехтерева был организован отдел #рефлексологии труда, к-рый уже включил в свою программу ряд психотехнических вопросов), затем перешедшая в НКТруд, а потом в Ин-т охраны труда. С 1921 г. начинается период интенсивного роста советской П. На протяжении нескольких лет возникает множество психотехнических учреждений в разных городах СССР.

В истории советской П. можно условно наметить три периода:

Первый период (1921—1923) характеризуется применением в наших условиях методов П. капиталистических стран без должной критической их оценки. Это период овладения техникой психотехнических исследований капиталистических стран и накопления первоначального опыта.

Второй период (1924—1930) характеризуется поисками специфических #задач П, в применении к социалистическому производству, попыткой углубления методических средств советской П. как в области психологического #анализа профессий (создание трудового метода изучения профессий), так и в области экспериментального исследования проф. пригодности, работоспособности, утомления и упражнения и др. В этот период советскими психотехниками поднимается ряд теоретических вопросов (изменчивость профессионально важных психологических свойств, прогностическая ценность #тестов, принципы психологической классификации профессий и др.). Заметно расширяется психотехническая проблематика.

Наряду с работами в области профподбора ставятся работы по исследованию психологических симптомов утомления в связи с задачей рационализации режима труда, изучается роль «личного фактора» в травматизме и аварийности, разрабатываются вопросы воздейственной психологии в основном по линии пропаганды безопасности, изучаются принципы производственного обучения, проводятся работы по рационализации условий труда и трудового процесса.

Вместе с количественным ростом психотехнических лабораторий идет процесс их диференциации—по линии #промышленности, #транспорта, армии, школы, клиники. Хотя в основном работа всех многочисленных и стихийно выросших психотехнических учреждений носит в этот период эмпирический #характер и влияние буржуазной П. еще сильно, но к этому периоду относится и ряд достижений советской П. Достижения эти отмечены в резолюции I Всесоюзного съезда П. и физиологии труда (Ленинград, 1931). В основном они сводятся к следующему: «…Оформление профессиографии как особой методической задачи П.; …разработка методов профессиографии, в частности трудового; различение характера, который следует придавать профессиограммам в зависимости от целей изучения профессий, в частности внесение профессиографического принципа в исследование производственного #утомления; ряд исследований упражнения; формулирование специфической упражняемости профессионально важных признаков, …борьба с механицизмом в исследовании утомления; …указания на неверность стабильного понятия оптимума производительности и на зависимость утомительности труда не только от его тяжести, но и от рода стимуляции…

Психотехниками проведено много работ по рационализации и борьбы с утомлением, рационализации рабочего места, режима рабочего дня. Психотехники участвовали своей работой в таких крупных перестройках труда на наших предприятиях, как введение семичасового рабочего дня, уплотнение рабочего дня в текстильной промышленности, введение женского труда в металлопромышленность, в профессии городского транспорта и т.д. …» «В области профотбора психотехниками сделано больше, чем представителями других специальностей… Во всей работе по профподбору ведущую роль играет П. Эта работа ведется по трем разветвленным системам; в транспортных лабораториях и станциях; …в учреждениях ведомств, работающих по профподбору в ФЗУ; …в системе военных психо-физиол. лабораторий. Психотехническое обследование пригодности в промышленности, в армии и транспорте давно уже показало свою практическую полезность даже в нынешней несовершенной форме» (см. журнал «Психотехника и психофизиология труда», № 4—6, 1931, стр. 375).

Лишь с 1930 г. начинается третий переломный период в развитии нашей П. В этот период пересматриваются исходные пункты психотехнич. работы применительно к задачам профподбора (в связи с задачами ускорения темпов и продвижения на более высокие #квалификации, использование), рационализации условий труда, борьбы с утомлением, с промышленным травматизмом и аварийностью. По новому ставятся вопросы связи П. с задачами обучения и воспитания и намечается путь к непосредственному приближению П. к задачам социалистического строительства. Этот период знаменуется и началом планирования психотехнической работы.

На пороге второй пятилетки П. делает больший упор на разработке проблем организации труда, пытается исследовать существенные вопросы теории и практики технормирования (критерии для определения квалификации работы, принципы производственного инструктажа, психофизиол. основания для построения режима труда, реконструкции трудовых процессов и др.), заостряет внимание на вопросах производственного обучения, углубляет принципы и методы психологич. анализа профессий, прокладывает пути школьной профориентации и т. п. Целый ряд новых положительных задач, поставленных перед П. второй пятилеткой, потребовал решительного преодоления ошибок и недостатков всей предыдущей истории психотехники.

В резолюциях I Всесоюзного психотехнического съезда эти ошибки отмечены и достаточно полно вскрыты. «…В области П. и #физиологии труда имеется выраженное отставание #теории и практики, а практики—от потребностей соцстроительства, а также ряд теоретических ошибок, являющихся отражением классово-враждебных влияний». Эти ошибки нашли свое выражение в «некритическом применении отдельными представителями советской П. тестов, заимствованных у буржуазных авторов» (отсюда извращение классовой линии профподбора, великодержавное извращение национальной политики, напр. в работе Барановского о национальных различиях в пригодности к отдельным профессиям), в «гипостазировании» неизменных способностей «и конституционально определяемой одаренности», в «заимствовании отдельных положений из идеалистической системы персонализма Штерна без достаточной критики всей его системы в целом» (Шпильрейн), в «недооценке социогенных моментов в психотехнической диференциации», в «оперировании математическими величинами без предварительного качественного и психологического анализа изучаемого материала», в отрицании или недоучете влияния наследственности на различия между людьми, в приписывании этих различий только «влиянию среды», в игнорировании влияния конкретно-исторических условий на возникновение и развитие профессий, в недооценке различий в характере проф. труда в капиталистических странах и в СССР, в тенденции к узкобиол. трактовке труда, в установке на изучение только отрицательных влияний труда на организм, в изоляции задач охраны труда от вопросов организации труда и фактическом превращении охраны труда в охрану от труда (Каплун).

Активное включение советской П. в борьбу за повышение производительности труда во вторую пятилетку определяет ее специфические черты, резко отличные от капиталистической П. Координированная работа психотехника и #педагога, #экономиста, #инженера, мастера, рабочего, физиолога, клинициста, #врача создает предпосылки для всестороннего изучения трудовой деятельности человека и устраняет неизбежные для узко специального подхода к сложным явлениям источника ошибок и искажений. В этом — резко отличительная черта советской П., осуществляющей свою работу по известному плану, опирающейся на анализ народнохозяйственного плана в целом.

Проблематика психотехники

Проблемы П. вытекают из характера ее участия в разработке следующих практических задач:

  1. профотбор и профконсультация взрослых и подростков,
  2. подготовка и обучение подростков и взрослых,
  3. рационализация условий труда и трудового процесса,
  4. участие в воздейственной работе (напр. пропаганда безопасности).

Преломляя все эти задачи, П. строит свои исследования на определенных психологических концепциях. Эти концепции отражают самый способ постановки психотехникой отдельных #проблем. Так, задача профподбора строится на допущении существования

  1. диференциально-психологических особенностей труда во всем многообразии его конкретных форм, с одной стороны,
  2. индивидуальных различий между людьмис другой.

Отсюда стремление П. вскрыть путем психологического анализа специфичность активируемых различными видами труда способностей и изучить конкретные психологические особенности человека в разрезе их интервариативности, т. е. междиндивидуальных различий. В системе капиталистического профподбора (в форме отрицательного отбора или в форме #профконсультации) диференциально-психологические основания самой идеи подбора извращаются сообразно буржуазно-классовому характеру капиталистической П.

Извращения эти выражаются то в сугубо примитивных точках зрения на причины вариативности психических свойств людей, то в игнорировании исторического характера труда, то в биологизации всех вообще человеческих свойств, включая его соц. #установку, трудовую направленность и т. п., то в #фетишизации измерительно-математических средств диагностики способностей, в искажении действительных связей между психикой и трудовой деятельностью человека.

В системе советской П. задачи профотбора и профконсультации рассматриваются как неразрывная составная часть работы по подготовке, формированию, продвижению и распределению кадров. Отсюда тесная связь с органами труда и просвещения, школой. С задачами политехнизации, упор на воспитательный характер профориентационной работы, тщательный учет динамических тенденций в росте и развитии проф. квалификации, неразрывность всей системы профконсультационных мероприятий на всех этапах и стадиях профконсультации. Начиная с работы, проводимой в самой школе, переходя к распределению оканчивающих школу подростков, идя дальше к комплектованию специальных школ (ФЗУ и др.) и наконец входя в производство с вопросами внутрицехового распределения взрослых рабочих, использованием труда инвалидов и т. д.

В условиях СССР резкое противопоставление профотбора и профконсультации этих двух форм профподбора оказывается нецелесообразным. Как та, так и другая форма подчиняется у нас системе плановых мероприятий по распределению и расстановке рабочей силы. Поэтому все работы этой области представляют собой последовательную цепь задач с исходным моментом в школе и завершающим этапом на производстве. В зависимости от обслуживаемых контингентов и характера задач, стоящих перед органами комплектования, распределения и расстановки рабочей силы, роль П. в профподборе меняется. В наших условиях совершенно неразрывными оказываются функции подготовки и функции расстановки кадров. В связи с общими задачами планирования подготовки и расстановки кадров становится обязательным и планирование психотехнической работы на каждом этапе подготовки и расстановки квалифицированных рабочих.

П. охватывает в школе семилетке или девятилетке преимущественно задачи проф. просвещения и помощи учащимся в их проф. самоопределении. По мере ее перехода на обслуживание учащихся школ ФЗУ и взрослых рабочих П. суживает объект своей работы и вместе с тем заостряет внимание на отдельных специальных вопросах психотехнической работы. Так напр. разработка тонких аппаратурных методов для испытания профессионально важных качеств приобретает особенное значение при обслуживании контингентов как подростков, так и взрослых, направляемых на определенные профессии. Точно так же углубленный психологический анализ какой-нибудь Б. М. Э, конкретной профессии с возможно более точным установлением специфических требований к этой профессии становится существенно необходимым этапом психотехнической работы там, где задачи профотбора приобретают особо актуальный характер (отбор на профессии летчика, шофера, жел.-дор. машиниста и др.).

Задача рационализации подготовки кадров осуществляется по линии изменения содержания и методов производственного обучения. П. опирается при этом на психологические принципы #обучения. Если в работах по профподбору П. руководствуется концепцией диференциально-психологического порядка и рассматривает труд с точки зрения специфичности его требований к психике, то в вопросах обучения и подготовки руководящей психологической идеей психотехнических исследований является идея об изменчивости психологических свойств в процессе формирования, роста и развития проф. навыков и квалификации. И хотя здесь вопрос об индивидуальных различиях не снимается (он занимает совершенно определенное место в связи с индивидуализацией педагогических воздействий), но в основном приходится учитывать закономерности развития и законы упражнения. В области же вмешательства П. в вопросы политехнического воспитания в связи с изучением сравнительной политехнической ценности отдельных видов труда П. руководствуется представлением о труде как факторе развития и пытается конкретно найти те условия, при которых различные виды труда могли бы при их включении в систему политехнического воспитания приобрести максимальную политехническую ценность.

В разрезе задач подготовки кадров П. участвует в составлении профилей и квалификационных характеристик профессий и специальностей, подсказывая рациональные изменения в программах и методах подготовки специалистов. Работа эта проводится в теснейшем контакте с педагогами. Наконец в отдельных случаях там, где анализ профессии позволяет выявить непосредственную связь развития проф. умений с изменением элементарных психологических функций (например цветоразличение у сталеваров) или комплексных психологических процессов (напр. координации зрительно-моторных актов в производственных ситуациях у водителей машин), психотехника использует методы «психотренировки» с целью ускорения развития профессиональных умений и навыков.

Как вопросы подбора, так и обучения создают острейшую потребность в разработке проблемы упражнения. Задачи рационализации условий труда и трудового процесса преломляются в П. в двух направлениях:

  1. учета влияния различных условий труда на психику,
  2. конструирования рациональных условий труда с целью привести их в наибольшее соответствие с психофизиол. требованиями.

Практические мероприятия, вытекающие из этого типа работ, выражаются в рационализации рабочего места, орудий труда, режима труда и т. д. Основная идея, лежащая в основе этих исследований, заключается в том, что всякий трудовой процесс, поскольку он обладает протяженностью во времени, неизбежно влечет за собой определенную колеблемость тех псих. функций, которые активируются этим процессом. Объективно это выражается в колебаниях производительности, качества работы, зависящих от колебаний работоспособности. Характер этой колеблемости определяется при прочих равных условиях специфическими особенностями конкретного труда и способом его организации. Одной из существенных практических задач рационализации труда, вытекающей из изучения этой колеблемости, является регламентация трудового процесса во времени (через построение определенной системы чередования периодов работы и периодов отдыха). Коротко это обозначается как рационализация режима труда.

Долгое время П. решала эту задачу, сопоставляя различные варианты режима труда и оценивая их психофизиологическую и производственную эффективность с помощью показателей понижения психических функций как симптомов утомления. Этим путем П. пыталась делать выводы о наиболее целесообразных вариациях условий труда. При этом методическими приемами, с помощью которых П. устанавливала изменение психических функций во времени, являлись обычно специальные задания (тесты), предназначенные для оценки состояния наиболее лабильных и чутко изменяющихся под влиянием длительной работы функций. Отсюда попытки путем предварительного анализа профессии установить возможный круг этих функций, наметить ранние симптомы колебаний #работоспособности, влияющих на ход производительности и качества труда, и найти пути к их диагностике в производственных условиях.

Современные идеи в психотехнике

Советской П. принадлежит та заслуга, что ей удалось заметно расширить круг методов, с помощью которых возможно оценивать ранние симптомы утомления. В последнее время П. подходит к вопросам исследования утомления и работоспособности с иной стороны. П. стремится в большей степени опираться на анализ динамики производственных показателей (производительность, брак) в разрезе рабочего времени. Этим путем вскрываются причины колебаний работоспособности, лежащие в природе самого трудового процесса, в его трудности, специфической сложности, соотношении автоматизированных и неавтоматизированных моментов, напряжении внимания и т. д.

Под воздейственной П. обычно разумеют раздел П., который стремится психологически обосновать те или другие внешние воздействия, способные повлиять на восприятие, внимание, суждение и т.д. человека или группы людей и побуждать их к определенному действию. Типичным примером психотехнических работ капиталистических стран в этом направлении являются работы по психологии рекламы. Изучение наиболее типичных особенностей внимания, вкуса, восприятия и т. д. группы населения, на к-рую направляется определенный круг воздейственных мероприятий, составляет исходную предпосылку воздейственной П.

Здесь используются обычные эксперименты (в основном экспонирующие аппараты тахистоскоп и аналогичные), более или менее поверхностно воспроизводящие какой-нибудь из традиционных методов экспериментальной психологии, но дающие некоторые результаты, приложимые к массовому воздействию. В числе средств, разрабатываемых воздейственной П., большое место занимает плакат по безопасности труда. Сосредоточение внимания психотехников на плакате по безопасности труда объясняется доказанной практической эффективностью этого рода средств в борьбе с промышленным травматизмом и аварийностью. Однако вопрос о типе плакатов, их содержании и форме подлежит еще конкретному изучению.

Отдельные психотехнические учреждения, занимающиеся этим вопросом, детализируют признаки плаката и изучают сравнительный воздейственный эффект различных вариаций этих признаков на зрителя. Чаще всего изучались до сих пор такие особенности плаката, к-рые характеризуют его со стороны сочетания цветов на плакате, надписей, эмоциональной окрашенности его (устрашающий плакат, комический плакат и т. д.).

Психотехника и медицина

Связь П. с медициной наметилась издавна. В «Основах психотехники» Мюнстерберг посвящает специальную главу под названием «Здоровье» рассмотрению относящихся сюда проблем. Со времени Мюнстерберга работы по медицинской П. развернулись по различным направлениям, но вряд ли правомерно все формы участия психолога в профилактической работе, в диагностике, в физиотерапии, в психотерапии, в психоанализе , в евгенике относить к чисто психотехническим исследованиям, как это делает Мюнстерберг. Из многообразных частью мыслимых, частью фактически уже существующих путей приложения П. к медицине следует выделить самые существенные и типичные. Можно считать типичными прежде всего психотехнические работы по изучению влияния того или иного заболевания на психические функции и на характер их сдвигов. Для П. характерна установка на анализ этих сдвигов, как на дополнительный к прочим мед. данным симптомокомплекс изменений работоспособности или состояния трудоспособности.

Практически и организационно эта линия психотехнических работ находит свое выражение в совместной работе врачей-специалистов и психотехников в учреждениях социального страхования и Соответствующих клиниках, если не считать специальных исследовательских ин-тов (например ин-тов по изучению труда инвалидов). Усиление психотерап. направления в советской психиатрии и в частности заострение внимания на вопросах трудовой терапии создают предпосылки для приближения П. к психиатрической клинике и по этой линии. Но наряду с помощью врачам в определении психологического статуса б-ного П. выявляет свое участие в мед. работе через постановку специальных контрольно-психологических исследований, долженствующих дополнить новыми данными материал об эффективности того или иного метода лечения. Там, где новый метод лечения (гравидан, гистоли-затотерапия и т. п.) нуждается в объективных доказательствах своей значимости, возникает потребность во всестороннем учете изменений, наступающих в организме больного на различных этапах лечения и по окончании его. В этих случаях П. призвана разработать специальные методы для оценки изменений тех психических функций, нарушение к-рых рассматривается как следствие определенного заболевания и на восстановление которых рассчитан данный метод лечения. Нет нужды указывать на то, что психотехнические данные во всех подобных случаях играют роль дополнительных материалов к основным показателям мед. контроля.

Наконец следует отметить еще одно направление участия П. в мед. работе. Речь идет об использовании психотехнических методов не столько в качестве средств диагностических (составление психологического статуса), не столько даже контрольных (контроль сдвигов и изменений в психике в связи с влиянием определенных терап. средств), сколько в качестве средства для восстановления нарушенных функций. Это направление получило широкое распространение в Германии (Poppelreuter и др.) в связи с задачами приспособления инвалидов войны к трудовой деятельности. Оно выразилось в разработке специальных методов восстановительного упражнения (Resti-tutionsubung). Идея искусственного развития психических функций через специальные упражнения, находящая себе частичное применение в педагогической П., преломляется и в медицинской П. в форме «психотренировки» как терапевтического и восстанавливающего болезненные нарушения средства.

Чаще всего здесь приходится иметь дело либо с сенсорными и моторными функциями, подлежащими восстановлению, либо с использованием законов упражнения в отношении неактивированных органов (напр. левая рука), либо с приспособлением к труду компенсаторных механизмов и функций. В СССР в ряде учреждений ведется совместная работа врачей и психотехников. Преимущественное значение она приобретает там, где проводится всестороннее индивидуальное исследование человека для выведения заключения о трудовых возможностях обследуемого. Наиболее тесный контакт выявлен в работах психотехников и психоневрологов-психогигиенистов. В Америке заметное место занимает психиатро-психотехническое обслуживание предприятий (специальные труды по этому вопросу принадлежат Anderson’y и M.Viteles’y).

Организационные формы психотехнической работы в капиталистических странах и в СССР

Интенсивный рост разнообразных психотехнических учреждений во всех почти странах Европы и в Америке создал предпосылки к организационному оформлению психотехнической работы. За истекшие годы (1920—33) состоялось 7 международных психотехнических съездов. Уже на первых трех конференциях (в Женеве в 1920 году, в Брюсселе в 1921 году, в Милане в 1922 году) поставлены были нек-рые теоретические вопросы, продиктованные необходимостью критически проработать огромный материал разнообразных исследований, проведенных в ряде стран. Однако на этих съездах еще не были представлены в достаточном количестве делегаты тех стран, где психотехническая работа получила наибольшее развитие (в частности США), и учет опыта оказался далеко не полным. Внимание этих съездов сосредоточивалось в основном на взаимной информации, обмене опытом и теоретической стороне проблемы профподбора (вопросы одаренности), в частности на вопросах тестологии (т.н. наука о тестах, с помощью к-рых в основном проводятся психотехнические испытания). Но уже на 4-й международной психотехнической конференции (в Париже в 1927 г.) представлены были делегаты почти всех стран (в том числе и от СССР и США), и диапазон вопросов, подвергнутых рассмотрению на этом съезде, заметно расширился.

Здесь впервые были поставлены доклады о критериях прогностической ценности психотехнических испытаний в связи с упражняемостью психических функций. Вопросы приложения вариационной статистики к П. также были рассмотрены в принципиальном разрезе. Затронуты были вопросы о связи П. со смежными пограничными областями, поднят вопрос о возможности использования психотехнических методов для исследования не только формальных свойств личности, но и особенностей характера, темперамента и целого ряда других. В результате работ этого съезда была создана Международная психотехническая ассоциация, внутри которой был выделен ряд специальных постоянных комиссий для проработки особо важных вопросов. Так, создана была комиссия по психотехнической терминологии, комиссия по вопросам о #роли П. в борьбе с травматизмом и аварийностью, комиссия по изучению психологических факторов производительности труда, тестологическая комиссия и др.

На 4-й международной психотехнической конференции (Париж, 1927) был подготовлен, а на 5-й (Утрехт, 1928) утвержден устав Международной психотехнической ассоциации. Председателем этой ассоциации избирается как правило представитель той страны, в которой намечается созыв ближайшей международной конференции. При ассоциации создан ряд комиссий для объединения международных начинаний в области наиболее актуальных задач П. Так, при ассоциации работают:

  1. комиссия по психотехнической терминологии,
  2. по изучению травматизма и аварийности,
  3. по изучению влияния «человеческого фактора» на производительность труда,
  4. комиссия по собиранию и изучению тестов, применяемых в П.,
  5. комиссия по изучению влияния «факторов среды».

Последующие съезды (5-й в Утрехте в 1928 г., 6-й в Барселоне в 1930 г., 7-й в Москве в 1931 г.) проводили свою работу более систематически и включали в повестку предварительно прорабатываемые вопросы, подготовляя их через т.н. симпозиумы. Так, в Утрехте были три основных группы симпозиальных докладов, представлявшие точки зрения наиболее крупных психотехнических учреждений по заранее намеченным вопросам, а именно:

  1. вопрос об упражняемости и воспитуемости психических функций,
  2. об исследовании характерологических особенностей личности,
  3. о роли личного фактора в травматизме и аварийности.

В Барселоне поставлены были два симпозиальных вопроса:

  1. о статистических критериях надежности психотехнических испытаний,
  2. о методах исследования промышленного утомления.

В Москве в порядок работ съезда включены были три вопроса, также подготовленные путем симпозиумов от представителей ряда стран:

  1. теоретические основы П. (со стороны психотехников СССР доклад на эту тему вскрывал классовое содержание П. и особенно заострен был на критике буржуазных тенденций психотехники капиталистич. стран),
  2. проблемы психологии профессий,
  3. границы применения математических методов в приложении к психотехнике.

В ряде стран созданы также внутренние объединения психотехников, так или иначе регулирующих деятельность многочисленных институтов и лабораторий. Так, в Англии имеются «Industrial Fatigue Research Board» и «National Institute of Industrial Psychology» — учреждения типа исследовательских ин-тов, но вместе с тем выполняющие ряд общественных функций и субсидируемые частью государством, частью отдельными предприятиями. В Германии—союз германских практических психологов V. D. Р. Р.; аналогичные учреждения созданы в ряде других стран. В СССР с 1927 г. функционирует Всероссийское психотехническое общество. С 1931 г. общество становится всесоюзным. В ряде городов создаются отделения общества (Ленинград, Харьков, Баку, Ташкент, Казань, Свердловск и др.). В январе 1933 года НКТ СССР утверждает новый устав общества. Общество и его отделения объединяют фактически всех психотехников СССР, стимулируют их работу по линии включения их в разработку актуальнейших вопросов соц. строительства, обобщают накопляемый опыт и направляют психотехническую #мысль в сторону борьбы против буржуазных влияний в П., освоения марксистско-ленинской методологии и пронизывания ею всей психотехнической практики.

При обществе создан ряд специальных секторов для обобщения опыта и направления исследовательской работы на отдельных участках психотехнической работы (методологически-плановый сектор, сектор по профподбору, по пром. травматизму и аварийности, сектор кадров и др.). Основные #кадры психотехников подготовляются на психотехнических или родственных отделениях #вузов, на специальных курсах (от 2 лет до полу года—в зависимости от подготавливаемой квалификации) и из специалистов смежных областей (физиологов, врачей, педагогов, экономистов). Психотехническое отделение, обеспечивающее вузовскую подготовку психотехников, существует в Ленинграде при Пединституте им. Герцена. При отделении имеется первая и единственная в СССР кафедра по П. В крупнейших научно-исследовательских институтах введена аспирантура. Наиболее крупные учреждения, ведущие работу по П. в СССР и находящиеся в ведении НКТ, НКЗдр., НК Связи: Ин-т оздоровления, организации и экономики труда (бывший Ин-т охраны труда) в Москве; имеет психотехническое отделение и ряд психотехнических групп, работающих по отраслям промышленности (#металлургии, машиностроению, хим. промышленности, #сельскому #хозяйству и др.). При этом же ин-те работает центральная методологическая лаборатория по профподбору и профконсультации, подчиненная одновременно междуведомственному совету по профподбору при НКТ СССР. Аналогичные ин-ты имеются в Ленинграде, Свердловске, Харькове, Ростове, Казани, Минске и др., Ин-т труда на транспорте—в Москве с соответствующими филиалами в ряде городов (Свердловске, Ленинграде, Ростове и др.) и с собственными периферическими психотехническими станциями; Ин-т москомтранса, охватывающий психотехническим обслуживанием основные водительские профессии городского и автодорожного транспорта, аналогичный ин-т в Ленинграде и ряд психотехнических лабораторий при органах регулирования городского движения во многих городах; Ин-т им. Обуха, обладающий одним из наиболее старых и сильных психотехнических учреждений (Москва), Ин-т педологии, психологии и психотехники, сосредоточившийся с недавнего времени на вопросах школьной психотехники и обладающий наибольшей аспирантурой, и целый ряд других.

На 1933 г. в СССР насчитывается более ста психотехнических учреждений и до тысячи психотехников различной квалификации. Обществом создан проект организации психотехнического вуза и заочных курсов по психотехнике.

Литература:

Баумгартен Ф., Психотехника, М., 1926;

Гелперштейн С., Психотехника, М., 1926;

Левитов Н.,Психотехника и профессиональная пригодность, М., 1928;

Липманн О., Психология профессий, П., 1923;

Мюнстерберг Г., Психология и экономическая жизнь, М., 1924;

Мюнстерберг Г., Основы психотехники, М., 1923;

Руководство по психотехническому профподбору, под ред. С. Геллерштейна и др., М.—Л., 1929;

7-я Международная психотехническая конференция 8-13 сент. 1931 г., вып. 1—8, М.—Л., 1931;

Шпильрейн И., Психотехника в реконструктивный период, М., 1930;

Юровская М., Проблемы психотехнического подбора в СССР в разрезе 2-й пятилетки, За марксистско-ленинское естествознание, 1932, № 1;

Baumgarten F., Die Berufseignungsprtifungen, Miinchen—В., 1929;

G i e s с F., Theorie der Psychotechnik, Braunschweig, 1925;

G i e s с F., Psychotechnische Eignungspruiungen, Langensalza, 1921;

Handbuch der soz. Hygiene, hrsg. v. E. Gottstein, A. Schlossmann u. L. Teleky, B. VI, В., 1927 (главы W. Prvll’H,W. Poppelreutor’a);

Lipmann O., Psychologie desWirtschaftslebens, В., 1932;

Muоede W., Lehrbuch der Psychotechnik, Lpz., 1930;

Spearman C., The abilities of man, L., 1 927;

Stern L., Difierentielle Psychologie, Lpz., 1921;

ThorndikeE., The measurement of intelligence, N. Y., 1928.

Периодические издания

Психотехника и психофизиология труда, Москва, с 1929 (с 1932 г. под названием Советская психотехника);

Industrielle Psyfchotech-nik, В., с 1924;

Journal of applied psychology, Worcester, с 1917;

Personel journal, Baltimore, с 1927;

Psychotechnische Zeitschrift, Miinchen, с 1925;

Zeitschrift f. ange-wandte Psychologie, Lpz., с 1908.

Психофизиология военного труда

Работа по психофизиологии труда составляет один из существенных элементов в работе войскового врача. При правильной постановке она может оказать ему значительную помощь в разрешении стоящих перед ним задач. Вся работа врача подчинена одной задаче—задаче укрепления части, повышения ее боевых качеств. В этом отношении весьма существенное значение имеют напр. вопросы рационализации труда и обучения красноармейцев, правильное разрешение которых является далеко немаловажным в деле обеспечения боевой подготовки.

Растущая механизация и моторизация нашей армии еще в большей степени выдвигает роль врача как рационализатора труда, делает еще более необходимым и ценным его участие в деле обучения и т. п. Внедрение в армию множества самых разнообразных машин и специальностей требует от врача помощи в распределении пополнения по этим специальностям. Психофизиология труда как-раз и является той отраслью знания, к-рая разрабатывает вопросы подбора и распределения, вопросы обучения и рационализации условий труда. Основная цель психофизиологии труда при этом заключается в том, чтобы поставить каждого человека на наиболее соответствующее его психофизиологическим особенностям место, обеспечивая тем самым, с другой стороны, каждой специальности наиболее подходящих работников.

Наилучшее разрешение этой задачи максимально повысить эффективность труда каждого работника. Рационализация условий труда, введение наиболее целесообразного режима труда, устранение таких моментов в условиях труда, к-рые могут вредно отразиться на организме работающего, все это также поведет к повышению производительности его труда. Особенностью психофизиологической работы в армии является между прочим то обстоятельство, что вся она должна быть приспособлена к условиям боевой обстановки, в то время как разработка всех вопросов ведется в мирных условиях. Это создает дополнительные трудности в работе и требует использования всех моментов, которые могут приблизить нас к боевым условиям. Поэтому особенное внимание должно уделяться работе в лагерных условиях и на маневрах.

Психофизиологическая работа в Красной армии насчитывает немного времени. Начало ее относится к концу 1925 года. Основное внимание психофизиологов уделялось разработке психофизиологической методики для комплектования военных школ и для оценки поступающих по призыву пополнений. Кроме того значительное внимание уделялось изучению влияния различных видов военного труда на организм человека. Однако хотя психофизиология военного труда в большей степени, чем это имело место в физиологии труда общей, стремилась к обслуживанию запросов практики, все же и в ней было достаточно много абстрагирования, достаточно чувствительный разрыв между ее работой и потребностями армии. Этим объясняется то обстоятельство, что, несмотря на довольно значительное количество работников и довольно длительный период работы, практические результаты ее оказались совершенно недостаточными.

Недостаточность этих результатов становится особенно ощутительной по сравнению с огромностью стоящих перед психофизиологией военного труда задач. В Красной армии, как нигде в другом месте, имеются благоприятные условия для психофизиологической работы наличие четкой военной организации, однородного коллектива, централизованно управляемого, хорошо поддающегося регламентации все это создает полную возможность как проведения работы, так и внедрения результатов ее в практику.

Для психофизиологии военного труда характерны были те же извращения теории, что и для всего теоретич. фронта. Особенно значительное развитие получил механицизм, отрицавший специфичность человека, сравнивавший его с машиной и ничего кроме машины в нем не видевший. Отсюда подход к изучению человека как машины исключительно методами физики и химии, отсюда сведение сложных явлений к простейшим, отсюда же и сведение сознания, психической деятельности к условным рефлексам, подмена ими. Но наряду с этим в ней нашли отражение и ошибки порядка меньшевиствующего идеализма. Характерный для него отрыв теории от практики, отрицание партийности в науке, разрыв между социальным и биологическим, непонимание роли социального при переоценке роли биологического в человеке (чем впрочем грешили и механисты) все это пышным цветом расцветало и в психофизиологии военного труда. В итоге работы всего первого этапа психофизиологии военного труда (до 1931 г.) мы имеем в основном разработку вопросов марша оптимальное соотношение движения и привалов, оптимальный ритм и длина шага, скорость марша, питьевой режим, наиболее рациональный тип снаряжения бойца и т.п. Подавляющая часть работ однако практического значения не имела.

Начиная с 1931 г. основные установки психофизиологической работы РККА были радикально изменены. В их основу было положено понимание человека как «совокупности общественных отношений», как продукта труда, в процессе развития его от обезьяны. Эту оценку сущности человека следует понимать так. обр., что социальное в нем составляет неразрывную часть его сущности, что нельзя себе представить человека оторванного от его социальной сущности.

Физиология человека специфична, качественно своеобразна, по сравнению с физиологией животных. Поэтому ошибочной является трактовка процессов, протекающих в человеческом организме, исключительно с точки зрения характера этих процессов у животного. Человек обладает сознанием, чего нет у животных. Сознание есть внутреннее состояние высоко организованной материи. Сознание, мышление являются продуктом человеческого мозга. Но отсюда вовсе не следует, что для того чтобы понимать процессы, протекающие в сознании, достаточно понимать механизм процессов, имеющих место в мозгу. Напр. в какой мере метод условных рефлексов может помочь нам разрешить вопросы, возникающие при изучении высшей нервной деятельности человека, т.е. его #сознания. Конечно всем изменениям состояния сознания соответствуют определенные процессы в мозгу. Но так же несомненно, что приложение к объяснению этих процессов механизма условных #рефлексов собаки явно недостаточно, поскольку мозг собаки не обладает способностью к таким процессам. Поэтому всякая попытка сделать это будет иметь своим следствием не разъяснение проблем, а извращение ее и уведет нас далеко от истины.

Основной предпосылкой для правильной постановки изучения человека является т.о. правильная методологическая установка. #Мозг человека не то, что мозг собаки, он гораздо сложнее и стал он таким сложным в результате социального развития человека. Вот почему мы не можем отвлечься от социальных моментов, когда подходим к изучению человека. Особенное значение это имеет, когда мы пытаемся подойти к изучению человека со стороны его трудовой деятельности. Содержание этой деятельности, направление, ее социально. Поэтому мы должны обязательно учитывать эту сторону дела при проведении работы по психофизиологии труда. Наряду с этим был сделан решительный поворот в сторону обеспечения единства теории и практики.

Руководящим для военной психофизиологии стало стремление так построить всю свою работу, чтобы в максимальной степени обеспечить разрешение наиболее актуальных задач строительства Красной армии, включиться в общую работу по повышению ее боевой мощи, стать необходимым элементом этой общей работы. Свою основную задачу психофизиология труда видит теперь в том, чтобы идти в ногу с общим строительством армии. Актуализация содержания ее работы привела к тому, что уже сейчас мы имеем целый ряд существенных достижений в ее активе. В первую очередь сюда должно быть отнесено значительное расширение самой тематики. Помимо работ по комплектованию и рационализации труда она включила в сферу своей компетенции такие вопросы, как вопросы обучения, питания, психогигиены, борьбу с аварийностью, вопросы физ. подготовки, стрелковой подготовки и т.д. Несмотря на новизну этих вопросов для психофизиологии труда вообще и военного в частности, по ряду из них мы уже в наст, время имеем практические достижения. Так, разработана система обучения огневого взвода в артиллерии водителя танка, морзиста, системы обучения, которые значительно рационализируют, улучшают их. В отношении стрелковой подготовки разработаны методики исследования стрелка для определения причин неуспешной стрельбы, к-рые позволяют наметить конкретные пути для исправления его недостатков. Эта методика позволяет значительно повысить качество стрелковой подготовки наших частей. Точно так же и в деле физической подготовки разработка специальных упражнений, корректирующих и подготовительных к специальным работам и соответствующих особенностям тех или иных родов войск, позволяет значительно улучшить систему подготовки частей.

В вопросах питания перед нами стоит задача научного обоснования норм питания для всех родов войск, обеспечить соответствующее особенностям каждого рода войск питание как по количеству и составу пайка, так и по режиму и организации питания. В настоящее время уже создан такой паек для мехчастей. В дальнейшем наряду с созданием пайков для других родов войск стоит задача диференциации пайков и в соответствии с климатическими особенностями ряда районов нашего Союза.

Существенную помощь в деле борьбы с аварийностью должна обеспечить разработанная система работы врача-психофизиолога путем конкретизации мероприятий на основе конкретного анализа условий труда и особенностей отдельных водителей. Одна из наиболее серьезных задач. Задача помощи в деле комплектования частей и подбора кандидатов на основные специальности ставится сейчас по-новому. До последнего времени психотехническая методика еще не в состоянии была удовлетворить этой потребности. Основной ее недостаток заключался в том, что она не рассматривала личность в целом, а брала отдельные ее стороны, свойства в расчленении друг от друга. Она построена была не на основе тщательного психофизиологического анализа данной специальности, профессиограммы и разработки на ее основе методики исследования, а на основе эмпирического выделения отдельных свойств человека, необходимых для той или иной работы. Но при этом оказывалось, что для любой работы нужны почти одни и те же свойства внимание, сообразительность, быстрота реакции и т. д. Всякая специфичность разных специальностей т.о. исчезла. При этом не учитывалось, что одно и то же свойство, как например, внимание, имеет совершенно различные особенности. Одно дело #внимание, необходимое для техника при ремонте, другое для разведчика, третье при решении математической задачи и т.д. Испытывать внимание нужно в соответствии с осо-бенностям той специальности, для к-рой подбирается кандидат. Профессиограмма, представляющая собой подробную психофизиологическую характеристику данной профессии, дающая наряду с описанием профессии и #характеристику тех требований, которые эта профессия предъявляет к личности человека дает возможность выделить специфическое отличие одной специальности от другой и на этом различии построить систему психотехнического подбора. В наст. время проводится работа по систематическому профессиографированию основных специальностей различных родов войск. В отношении ряда специальностей, как летчик, водитель машины, радист, некоторые специалисты морского флота, артиллерия, такие профессиограммы уже имеются. Если раньше существовала одна система психотехнических испытаний разных родов войск, то в наст. время мы ставим задачей разработку для разных родов войск диференцированной системы, которая бы позволила производить разбивку призывного контингента по основным родам войск и выделение внутри этих родов войск кандидатов на основные специальности.

В наст. время имеется уже #методика комплектования мехчастей, подбора водительского состава, методика комплектования школ механизированных, летных и общих и подбора кандидатов в полковые школы. Основным отличием психофизиологической работы в наст. время является то, что ведется она по основным родам войск с охватом всех сторон, касающихся того или иного рода войск. Значительно лучше других разработаны вопросы, касающиеся стрелковых механизированных частей и #авиации. В отношении последней участие психофизиологии в разработке таких вопросов, как ночные и высотные полеты, оказалось весьма плодотворным. Для проведения психофизиологической работы в РККА имеется сеть лабораторий, специализированных по родам войск. Возглавляется эта работа в методологическом и методическом отношении Научно-исследовательским и испытательным Сан. ИН-ТОМ РККА. Д. Шатенштейн. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, см. Физиология, Психотехника.

Источник: Большая медицинская энциклопедия.

« Back to Glossary Index

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.