Аналитика, Карьера, Психология

Психология

От греч. psyche — душа и logos — учение, наука. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но не отделимых от них психических процессов, #актов, #состояний.

В течение столетий явления, изучаемые психологией (далее — П.), обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. П. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической). Своеобразие этих явлений, их данность человеку в форме непосредственных, неотчуждаемых от него #переживаний, их особая #познаваемость, обусловленная способностью индивида к самонаблюдению и самоотчету о них, их интимно-личностная #ценность были истолкованы религиозно-идеалистическими учениями как показатель их порождаемости особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на союз П. с естествознанием, укреплявшая научное знание о психике, исходя из достижений в изучении ее материального субстрата (органов #чувств и высших нервных центров). Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия #индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения.

Если идеалистические #концепции неправомерно объясняли эту активность особой психической причинностью, познаваемой путем внутреннего #наблюдения (интроспекции), то естественно-научное #исследование генетически первичных форм #психики (а также ее патологических проявлений) утвердило приоритет объективных методов, к-рые в дальнейшем стали определяющими для П.

#Самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного источника информации о человеческой психике, сущностной характеристикой которой является сознание. Будучи порождением и функцией социальных (надындивидуальных) процессов, #сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики (познавательным, мотивационно-аффективным, операциональным, личностным) свойства, качественно отличающие их от психики животных. Возможность постижения процессов сознания независимо от рефлексии (#самоотчета) о них субъекта обусловлена тем, что они возникают и развиваются в объективной системе его отношений с другими людьми, окружающим миром. В этой же системе, «всматриваясь» в других, субъект приобретает #способность судить о внутреннем плане своего #поведения (см. Я-концепция).

Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу бессознательного, служат предметом П. Зависимость человеческого поведения от биологических и социальных факторов определяет своеобразие его исследования в П., которая развивается в «диалоге» между данными о природе и о культуре, интегрируемые в ее собственные понятия, несводимые к другим и в свою очередь используемые другими науками. В ходе разработки основных проблем П. сформировался ее категориальный аппарат, в к-ром выделяются категории образа, мотива, #действия, личности и др.

Исследовательская практика П. неотделима от социальной, от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, #воспитания, отбора кадров, используемых в материальном и духовном #производстве, стимулирования деятельности #личности и коллектива. Включение П. в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем в результате контактов с другими науками П. сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки.

Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной #диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, к-рые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший научно-технический прогресс. Изучение проблем «искусственного интеллекта», с одной стороны, творчества — с другой, становятся в современную эпоху важными направлениями П. Наряду с ними стремительно развиваются социальная П. и П. управления, решающие задачи, касающиеся роли «человеческого фактора» в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и другими актуальными проблемами современности. Включенность П. в многоплановый #контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук (на уровне как фундаментальных, так и прикладных исследований) придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур с целью выявления наиболее перспективных направлений ее дальнейшего развития.

Источник: Большая Психологическая Энциклопедия

« Back to Glossary Index

Присоединяйтесь к обсуждению

  1. Gerrilyn

    You’ve impressed us all with that posting!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.