Аналитика, Карьера, Психология

Внимание

Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте — #предмете, #событии, образе, #рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая #успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи).

Внимание занимает особое место среди явлений #психических. Выступая неотрывной стороной познания, #чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического. Внимание — динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, нужного для выполнения определенного акта #деятельности или общения. Проявляется в избирательном отражении объектов соответственно потребностям субъекта и #целям и #задачам его деятельности. Это — своего рода целесообразная #воля, очень важная компонента в структуре самостоятельности. Она обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности #сознания на объекты, кои он воспринимает в ходе деятельности и о коей думает или говорит. Благодаря устойчивому вниманию он глубже #осознает свою практическую жизнь, и деятельность, что обеспечивает избирательное отношение к миру, людям, делу и самому себе.

К числу основных #характеристик внимания, определяемых экспериментально, относятся:

  1. Избирательность — связана с возможностью успешной настройки — при наличии помех — на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;
  2. Объем (широта, распределение внимания) — определяется количеством «одновременно» (в пределах 0.1 с.) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или памяти кратковременной; этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его #характера и обычно принимается равным 5 — 7 объектам; оценка объема внимания производится с помощью тахистоскопического предъявления (см. тахистоскоп) множества объектов (букв, слов, фигур, цветов и пр.);
  3. Распределение — характерно возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий); исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности выполнения путем быстрого переключения внимания;
  4. Концентрация (интенсивность, уровень внимания) — выражается в степени сосредоточения на объекте;
  5. Устойчивость — определяется длительностью концентрации внимания на объекте;
  6. Переключаемость (скорость переключения) — динамическая характеристика внимания, определяющая его способность быстро переходить от одного объекта к другому; для определения переключаемости и #устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей.

Выделяются три вида внимания:

  1. Внимание непроизвольное — самое простое и генетически исходное; представлено рефлексом ориентировочным, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей;
  2. Внимание произвольное — обусловленное постановкой сознательной цели;
  3. Внимание послепроизвольное.

В зависимости от того, где находится объект внимания — во внешнем мире или в субъективном мире человека — выделяются внимание внешнее и внутреннее. В ходе обучения, воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания и его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания — индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные также типом нервной системы.

В отечественной психологии разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения. Развитие такого контроля улучшает результативность любой деятельности и ее планомерное формирование (см. концепция формирования поэтапного умственных действий), позволяет преодолеть некоторые #дефекты внимания, например #рассеянность. Эксперименты с рассеченными полушариями мозга головного показывают, что процессы внимания тесно связаны с работой тела мозолистого; при этом полушарие левое обеспечивает селективное внимание, а правое — поддержку общего уровня настороженности.

Источник: Словарь практического психолога

« Back to Glossary Index

Присоединяйтесь к обсуждению

  1. Matee

    Wow! Great to find a post with such a clear message!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.