Аналитика, Карьера, Психология

Восприятие

Целостное отражение предметов, #ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности #органов #чувств. Вместе с процессами #ощущения, восприятие (далее — В). обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом #познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с #мышлением, #памятью, #вниманием, направляется #мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

Виды восприятия

Следует различать В., адекватное реальности, и #иллюзии. Решающее значение для проверки и коррекции перцептивного образа (от лат. perceptio — восприятие) является включенность В. в процессы практической деятельности, #общения и научного #исследования.

История гипотез о природе восприятия

Возникновение первых гипотез о природе В. относится к античности. В целом ранние теории В. соответствовали положениям традиционной ассоциативной #психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке В. был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И. М. Сеченовым рефлекторной концепции #психики, а с другой — благодаря работам представителей #гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов В. (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа.

Теории моделей восприятия

Изучение рефлекторного строения В. привело к созданию теоретических моделей В., в которых важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным, процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к характеристикам объекта (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев). Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук. Динамика процесса #опознания в большинстве случаев адекватно описывается так называемым «законом перцепции» (Н. Н. Ланге): первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, которое затем сменяется более определенным и детальным В. Происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных, систем признаков опознание осуществляется за значительно более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на которые в отдельных случаях могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). Осуществляемая при опознании благодаря взаимодействию В. и памяти категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична понятийной категоризации. С процессами мышления В. сближает также возможность трансформации образа с целью приведения его к виду, пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто #неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом #задач. Таким образом, В. — не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.

Источник: Краткий психологический словарь.

« Back to Glossary Index

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.