Аналитика, Карьера, Психология

Я-Концепция

Развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая:

  1. осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств;
  2. самооценку;
  3. субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Понятие Я-концепции (далее — Я-к.) родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное #влияние на становление этого понятия оказали также символический #интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция #идентичности (Э. Эриксон). Однако первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У. Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me).

Я-к. часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с #аттитюдом, выделяют в ней 3 структурных компонента:

  1. Когнитивный компонент — «образ Я» (англ. self-image), к которому относится содержание представлений о себе;
  2. Эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей #личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self-esteem);
  3. Поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

Я-к. — целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с т. зр. содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих #представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени.

В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-к. Напр., Р. Бернс представляет Я-к. в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-к., конкретизирующаяся в совокупности #установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности:

  1. Реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле);
  2. Идеальное Я (каким я хотел бы и/или должен стать);
  3. Зеркальное Я (каким меня видят др.).

Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов — физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.

Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных #чувств, служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных #переживаний (см. Комплекс неполноценности).

В зависимости от того, на каком уровне — организма, социального индивида или личности — проявляется активность человека, в Я-к. выделяют:

  1. На уровне «организм—среда» — физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма;
  2. На уровне социального #индивида — социальные идентичности: половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности;
  3. На уровне личности — дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в #самоопределении и #самореализации.

Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющие Я-к. (В. В. Столин):

  1. «Присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с др. людьми и
  2. «Дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для #чувства собственной уникальности.

Выделяются также динамическое «Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «презентируемое Я» («я-маска», каким я себя показываю другим), «фантастическое Я», триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п.

Важнейшей функцией Я-к. является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-к. формируется под воздействием жизненного #опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на #интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему #ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения — и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение.

Соотношение понятий Я-к. и #самосознания точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-к. как результат, итоговый продукт процессов самосознания. (А. М. Прихожан.)

Источник: Большой психологический словарь.

« Back to Glossary Index

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.