Аналитика, Карьера, Психология

Задача

  1. Отраженная в сознании или объективированная в знаковой модели проблемная ситуация, содержащая данные и #условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами знания и #опыта;
  2. Форма структурирования и представления экспериментального материала в исследованиях процессов познания и практической деятельности;
  3. Одна из форм проектирования содержания #обучения.

Термин «Задача» (далее — З.) используется также в нестрогом смысле как синоним цели действия или деятельности. Как и #проблема, З. берет начало в проблемной #ситуации, которая приобретает задачный вид, когда субъект выделяет в ней предметные компоненты (условия), преобразование которых по определенной процедуре (способе, алгоритму) дает новое соотношение, составляющее искомое З., ее решение. Превращение проблемной ситуации в З. является актом продуктивного мышления.

В строгом смысле З. — это формализованная, «вырожденная» проблемная ситуация с полным набором известных данных и известным алгоритмом нахождения искомого; ее решение можно передать компьютеру. Выделяют и другие типы З.:

  • с недостатком или избытком данных
  • неопределенностью условий
  • ограничением времени на решение и т. п.

Если хотя бы один элемент проблемной ситуации, преобразуемый в З., или самой З., вызывает #трудность у субъекта, она становится для него проблемной. Наличие общей генетической основы проблемы и З. (проблемная ситуация), многозначность самого понятия З., зависимость понимания ситуации как З. или как проблемы от личностного #контекста, размывают психологический смысл этих двух понятий, приводят к появлению таких противоречивых терминов, как «мыслительная задача», «проблемная задача», «творческая задача», «эвристическая задача» и др., к трактовке #мышления как способности решать З. В #исследованиях продуктивного мышления, технического творчества и т. п. фактически под именем З. используются проблемы, предполагающие выявление противоречий, выдвижение и проверку гипотез по их устранению и т. п. Размытость смысловых границ между З. и проблемой говорит об их взаимопереходах, о континуальном пространстве, охватывающем всю область «от хорошо определенных формальных З. до таких плохо определенных З., как сочинение фуги» (У. Рейтман). Словесная формулировка З. как обобщенная знаковая #модель множества прошлых проблемных ситуаций является специфической формой представления содержания обучения.
Источник: Большая психологическая энциклопедия.

« Back to Glossary Index

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.